Примитивные крепежи существовали еще во времена Древней Греции. Их эволюция шло медленно, и только к XV столетию появилось болтовое соединение, выполненное из бронзы. А крепление резьбовым способом известно лишь с конца XVIII века — одновременно с изобретением паровых машин. Но использование ограничилось очень узким кругом задач.
Даже в те годы, когда развивалось автомобилестроение и механизмы становились всё сложнее, вместо такого, казалось бы, простого устройства, как хомут, пользовалась проволокой и даже верёвки (просто затягивали их особым узлом). Естественно, это не могло обеспечить не только долговечной службы труб и шлангов, но и надёжной герметизации.
Год рождения современного хомута известен — 1956, когда инженер британской компании, производящей электрокабели, впервые предложил идею кольцеобразного крепления. И вскоре металлические, а затем и пластиковые крепления из сферы электротехники были заимствованы для монтажа систем трубопроводов.
Проволочные крепления совершенствовались, модернизировались, дополнялись прокладкой. Именно так (а в не в виде мгновенного изобретения) появились хомуты.
С технической точки зрения хомут — это средство герметизации и крепежа. С практической — возможность оперативно устранить протечку на трубах. Используются как стальные, так и пластиковые варианты. Главное условие — невосприимчивость к коррозии.
Основные виды:
Ремонтный дополнен резиновым уплотнителем. Чем он отличается от остальных: его можно без проблем устанавливать без слива воды, именно в момент, когда нужно срочно устранить аварию.
Большинство металлических хомутов изготовлены из нержавеющей стали. Стоимость вполне бюджетна, а износостойкость достаточно высока. Медные хомуты используются для медных труб, отличаются длительным сроком эксплуатации. Хромовые характеризуются износостойкостью, латунные — устойчивостью к сложным условиям окружающей среды.
К хомутам относится и трубная муфта. Она выполняет более сложные задачи, чем обычный ремонт. При помощи этого элемента можно надёжно соединить металлические трубы без сварки. Возможно и повторное их использование. В отличие от обычных водопроводных вариантов, хомуты этого типа успешно применяются в сложных отраслях — от кораблестроения до атомной промышленности (строительство АЭС).
Грувлок-хомуты широко используются на практике. Можно выделить три основные типа:
Для монтажа хомута Грувлок требуется предварительно просверлить на трубах отверстия. Именно этот вариант совмещает основные преимущества современных хомутов — скорость установки, беспроблемность монтажа и абсолютную надёжность при длительной эксплуатации в сложных условиях. Грувлок можно демонтировать и использовать повторно.
Существуют хомуты для конкретных профильных задач, например, спиральный, узкоспециализированный для шлангов с выступающей спиралью. Все виды, о которых мы уже рассказали, имеют множество подтипов, отличающихся по рабочим характеристикам и выполняемым задачам.
Какие критерии мы учитываем при выборе оптимального варианта:
Совокупность этих характеристик в данном случае важнее стоимости — экономия может оказаться недолгой, если хомут не предназначен противостоять коррозии или просто «вылетит» при высоком давлении в трубопроводе. И при выборе не следует забывать, что есть модели разъёмные и неразъёмные.
Низкокачественный крепёж не просто приводит к неизбежным протечкам и необходимости ремонта, но и существенно сокращает срок эксплуатации труб, не говоря о шлангах. И не забывайте — если обычный хомут нужно подбирать с учётом, чтобы регулировать при монтаже как можно меньше, то параметры U-образного хомута корректировать невозможно даже на 1 миллиметр.
Не стоит экономить на саморезах или металлических шпильках — максимум их служба это 3-5 лет в зависимости от условий эксплуатации. А сам хомут рассчитан на гораздо более длительный срок работы.