Где используются хомуты

1/3/2025

Примитивные крепежи существовали еще во времена Древней Греции. Их эволюция шло медленно, и только к XV столетию появилось болтовое соединение, выполненное из бронзы. А крепление резьбовым способом известно лишь с конца XVIII века — одновременно с изобретением паровых машин. Но использование ограничилось очень узким кругом задач. 

Даже в те годы, когда развивалось автомобилестроение и механизмы становились всё сложнее, вместо такого, казалось бы, простого устройства, как хомут, пользовалась проволокой и даже верёвки (просто затягивали их особым узлом). Естественно, это не могло обеспечить не только долговечной службы труб и шлангов, но и надёжной герметизации. 

Год рождения современного хомута известен — 1956, когда инженер британской компании, производящей электрокабели, впервые предложил идею кольцеобразного крепления. И вскоре металлические, а затем и пластиковые крепления из сферы электротехники были заимствованы для монтажа систем трубопроводов.

Проволочные крепления совершенствовались, модернизировались, дополнялись прокладкой. Именно так (а в не в виде мгновенного изобретения) появились хомуты.

С технической точки зрения хомут — это средство герметизации и крепежа. С практической — возможность оперативно устранить протечку на трубах. Используются как стальные, так и пластиковые варианты. Главное условие — невосприимчивость к коррозии. 

Основные виды:

  1. Червячный. Используется для проведения быстрого ремонта, чаще всего — как временная мера. Подходит для гибких шлангов (ориентирован на эластичные элементы трубопровода). Преимущество — можно быстро демонтировать и использовать повторно.
  2. Силовой — для твёрдых (толстостенных) шлангов, предназначенных для транспортировки сред под высоким давлением. изготавливается в обычной версии и двухболтовой.
  3. Рессорный (пружинный). Выполняет сложную задачу — компенсирует тепловое расширение шланга.
  4. Винтовой. Для тонкостенных шлангов.
  5. Сантехнический. Это трубный кронштейн, состоит из уплотнительной резины, стальных скоб, дюбеля и металлической шпильки. 
  6. Ремонтный. Из названия понятно, что как и предыдущий вариант, используется для временной герметизации. Его можно быстро демонтировать и установить повторно. Существует несколько видов:
  • двусторонние;
  • односторонние;
  • многосоставные.

Ремонтный дополнен резиновым уплотнителем. Чем он отличается от остальных: его можно без проблем устанавливать без слива воды, именно в момент, когда нужно срочно устранить аварию.

  1. Трубный. У таких хомутов большой выбор как по диаметру, так и предельным нагрузкам. Используются для «пристёгивания» участка трубы к несущим конструкциям (как правило, к стенам).
  2. Вентиляционный. Состоит из двух пластин тонкой стали. Для труб не подходит ни по конфигурации, ни по материалу (отсутствие высоких антикоррозийных качеств).
  3. Нейлоновый (пластиковый). Используется в ситуациях, когда нужно обеспечить гибкость скреплённой конструкции.

Большинство металлических хомутов изготовлены из нержавеющей стали. Стоимость вполне бюджетна, а износостойкость достаточно высока. Медные хомуты используются для медных труб, отличаются длительным сроком эксплуатации. Хромовые характеризуются износостойкостью, латунные — устойчивостью к сложным условиям окружающей среды.

К хомутам относится и трубная муфта. Она выполняет более сложные задачи, чем обычный ремонт. При помощи этого элемента можно надёжно соединить металлические трубы без сварки. Возможно и повторное их использование. В отличие от обычных водопроводных вариантов, хомуты этого типа успешно применяются в сложных отраслях — от кораблестроения до атомной промышленности (строительство АЭС).

Грувлок-хомуты широко используются на практике. Можно выделить три основные типа:

  • для монтажа под муфту;
  • седёлка U-образной формы под установку на прямолинейных участках, используется в спринклерных системах;
  • с резьбовым соединением — преимущественно для измерительных приборов и запорной арматуры.

Для монтажа хомута Грувлок требуется предварительно просверлить на трубах отверстия. Именно этот вариант совмещает основные преимущества современных хомутов — скорость установки, беспроблемность монтажа и абсолютную надёжность при длительной эксплуатации в сложных условиях. Грувлок можно демонтировать и использовать повторно.

Как выбрать правильный вариант

Существуют хомуты для конкретных профильных задач, например, спиральный, узкоспециализированный для шлангов с выступающей спиралью. Все виды, о которых мы уже рассказали, имеют множество подтипов, отличающихся по рабочим характеристикам и выполняемым задачам. 

Какие критерии мы учитываем при выборе оптимального варианта:

  1. Диаметр шланга или трубы. Если он будет меньше нужного размера, то просто зажмёт и повредит поверхность трубы/шланга. Если слишком большого диаметра — соединение не будет герметичным.
  2. Материал. Учитываем антикоррозийные качества, условия эксплуатации, использование под воздействием излишней влаги или на открытом воздухе.
  3. Условия монтажа — нужно ли элементы трубопровода скреплять между собой или присоединять к стене, потолку, специальным подвесным системам, которые не входят в несущие конструкции..
  4. Тип скрепляемых шлангов труб. Например, могут потребоваться для узкой задачи проволочные хомуты.
  5. Необходимость скорого ремонта. В этом случае единственный вариант — ликвидировать протечки при помощи хомута, дополненного прокладкой.
  6. Вибрационная (или любая другая динамическая) нагрузка системы.
  7. Возможность перепадов температуры.
  8. Давление транспортируемой среды.

Совокупность этих характеристик в данном случае важнее стоимости — экономия может оказаться недолгой, если хомут не предназначен противостоять коррозии или просто «вылетит» при высоком давлении в трубопроводе. И при выборе не следует забывать, что есть модели разъёмные и неразъёмные.

Низкокачественный крепёж не просто приводит к неизбежным протечкам и необходимости ремонта, но и существенно сокращает срок эксплуатации труб, не говоря о шлангах. И не забывайте — если обычный хомут нужно подбирать с учётом, чтобы регулировать при монтаже как можно меньше, то параметры U-образного хомута корректировать невозможно даже на 1 миллиметр.

Не стоит экономить на саморезах или металлических шпильках — максимум их служба это 3-5 лет в зависимости от условий эксплуатации. А сам хомут рассчитан на гораздо более длительный срок работы.